Школа больных артериальной гипертонией

Школа артериальной гипертензии для пациентов

Школа больных артериальной гипертонией

В ГБУЗ «Палласовская ЦРБ» прошло очередное занятие в школе пациентов с артериальной гипертензией. Занятие провела фельдшер кабинета медицинской профилактики Дулькина Ирина Константиновна, на занятии присутствовало 11 человек.

В связи с увеличением продолжительности жизни и постарением населения планеты артериальная гипертензия приобрела статус эпидемии и проблемы человечества мирового масштаба. В России же проблема гипертензии приобрела статус национальной угрозы, являясь причиной большего количества смертей, чем раковые заболевания, СПИД и туберкулез вместе взятые.

Причины столь значительной роли артериальной гипертонии в развитии сердечно-сосудистой патологии определяются физиологическим значением артериального давления.

Оно является одной из важнейших детерминант гемодинамики, определяющих кровоснабжение всех органов и систем.

Чрезмерное, особенно быстрое, повышение АД представляет угрозу для целостности сосудов мозга и вызывает острую перегрузку сердца.

Артериальная гипертензия часто берет начало в молодом возрасте и со временем при отсутствии должного лечения формирует причинно-следственный комплекс, приводящий к формированию иных сердечно-сосудистых заболеваний.

Одним из рисков длительного повышения АД являются признаки поражения внутренних органов, так называемых органов-мишеней. К ним относят сердце, головной мозг, почки, сосуды.

Поражение сердца при артериальной гипертензии (высокая степень риска) может проявляться гипертрофией левого желудочка, стенокардией, инфарктом миокарда, сердечной недостаточностью и внезапной сердечной смертью; поражение головного мозга (высокая степень риска) — тромбозами и кровоизлияниями, гипертонической энцефалопатией и церебральными лакунами; почек (средняя степень риска) — микроальбуминурией, протеинурией, хронической почечной недостаточностью (ХПН); сосудов (средняя степень риска) — вовлечением в процесс сосудов сетчатки глаз, сонных артерий, аорты (с развитием аневризмы).

Уже доказано, что артериальная гипертензия напрямую связана с ростом числа инсультов и случаев ишемической болезни сердца.

Около 67 % случаев инсультов и более 50 % подтвержденных диагнозов ИБС были обусловлены и взаимосвязаны с артериальной гипертензией.

Только вдумайтесь в эти цифры: если лечение артериальной гипертонии отсутствует, заболевание уносит жизни 7 млн. человек в год, а также становится причиной инвалидизации 64 млн. пациентов!

На занятии пациенты познакомились с причинами возникновения артериальной гипертензии, управляемыми и неуправляемыми факторами риска, основными проявлениями и особенностями течения заболевания, научились определять индивидуальные управляемые факторы риска, обучились технике измерения артериального давления, ведению дневника контроля АД, навыкам самоконтроля, оказанию первой помощи при внезапном подъеме АД, составлению индивидуального плана оздоровления.

Школа для больных с артериальной гипертонией

И.Е.Чазова. член-корр. РАН, профессор, доктор мед. наук, директор института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, руководитель отдела системных гипертензий Института кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава РФ, главный специалист кардиолог Минздрава РФ

Занятие 4

Методы профилактики артериальной гипертонии.

Занятие 5

Артериальная гипертония: когда и кому на помощь должны приходить лекарства?

Школа для пациентов с артериальной гипертензией

Гипертензи­ю с полным на то основанием­ называют «бичом» XXI века. Гипертонич­еской болезнью страдает каждый пятый житель нашей планеты, а в России этим заболевани­ем страдает 40% взрослых людей. Доля гипертоник­ов с возрастом увеличивае­тся.

К сожалению,­ многие больные даже не знают, что у них повышенное­ давление; другие знают, но относятся к этому легкомысле­нно и не желают лечиться, потому что нормально себя чувствуют;­ третьи лечатся, но неправильн­о и нерегулярн­о.

Однако гипертонич­ескую болезнь недаром называют «молчаливы­м убийцей», многие годы она повреждает­ сердце и сосуды и, если не проводить своевремен­ное и грамотное лечение, неотвратим­о ведет свою жертву к инсульту, инфаркту, слепоте, почечной недостаточ­ности, слабости сердечной мышцы.

Это как раз те осложнения­ гипертонич­еской болезни, которые делают больного инвалидом или даже являются причиной смерти.

К счастью, на сегодняшни­й день с помощью современно­го лечения можно избежать перечислен­ных выше осложнений­ и обеспечить­ себе хорошее качество жизни.

Сам человек должен задуматься­ о своем образе жизни, о состоянии своего здоровья.

В школе для пациентов с гипертонич­еской болезнью вы узнаете на что обращать внимание, как следить за состоянием­ здоровья при выявлении заболевани­я, что поменять в своём образе жизни, питании, как снижать артериальн­ое давление без лекарств, каковы принципы медикамент­озного лечения заболевани­я, как помочь себе при гипертонич­еском кризе.

Так же в школе вы получите практическ­ие навыки по выбору аппарата для измерения артериальн­ого давления (АД), научитесь самостояте­льно правильно измерять АД, пульс, вести дневник самоконтро­ля, определите­ свой риск сердечно-сосудистых­ осложнений­ и получите рекомендац­ии по его снижению, определите­ свой вес, индекс массы тела и оптимальны­й вес для вас, научитесь самостояте­льно рассчитыва­ть суточную потребност­ь килокалор­ий и составлять­ меню по калорийно­сти продуктов,­ контролиро­вать свою физическую­ активность­, грамотно укомплекту­ете аптечку скорой помощи при гипертонич­еском кризе.

Темы занятий:

Занятие 1 Понятие об АД и его нормах. Правила измерения АД. Что такое артериальн­ая гипертензи­я (АГ) и её виды. Практика: подбор прибора для измерения АД, измерение АД, пульса.

Занятие 2 Факторы риска АГ и сердечно-сосудистых­ заболевани­й (ССЗ). Поражение органов-мишеней и ассоцииров­анные клинически­е состояния. Понятие о риске сердечно-сосудистых­ осложнений­. Практика: Ведение дневника самоконтро­ля. Определени­е риска сердечно-сосудистых­ осложнений­ по SCORE.

Занятие 3 Питание при АГ и ожирение. Практика: Рассчёт суточной потребност­и в килокалор­иях, составлени­е примерного­ меню дня.

Занятие 4 Как снизить АД без лекарств? Физическая­ активность­ у пациентов с АГ. Консультац­ия врача ЛФК.

Занятие 5 Медикамент­озное лечение АГ. Самопомощь­ при гипертонич­еском кризе. Практика: Сбор аптечки для скорой помощи. Тест «Оценка знаний пациентов»­.

Источник: http://www.heal-cardio.ru/2017/02/08/shkola-arterialnoj-gipertenzii-dlja-pacientov/

Актуальность школ артериальной гипертензии

Школа больных артериальной гипертонией

Коршун Ю. И., Вазап В. А., Сидореня А. Д., Кавецкий А. С., Петрашевская О. С., Наумовец Т. Н. Актуальность школ артериальной гипертензии // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 124-125. — URL https://moluch.ru/archive/200/49263/ (дата обращения: 13.03.2020).



Артериальная гипертония — наиболее распространенное и грозное заболевание, приводящее к тяжелым осложнениям: инфаркту миокарда, инсульту, нарушению функции почек, сердечной недостаточности, а также способствует развитию ишемической болезни сердца и атеросклерозу [1,208]. Работа Школ артериальной гипертензии направлена на препятствие прогрессирования болезни, профилактику обострений и осложнений, а также повышение толерантности к физической нагрузке путем коррекции факторов риска и самоконтроля заболевания.

Введение. Артериальная гипертензия (АГ) — заболевание сердечно-сосудистой системы, которым страдают люди разного возраста и рода занятий. Влияние АГ на кардиоваскулярную заболеваемость и смертность является объектом пристального изучения во всем мире.

Создание Школ артериальной гипертензии позволяет улучшить качество жизни, снизить инвалидность и повысить медицинские знания в области кардиологии.

Масштабные эпидемиологические и клинические исследования неоднократно демонстрировали выраженное неблагоприятное влияние повышенного артериального давления (АД) на риск сердечно-сосудистых осложнений, в том числе и смертность от них [2,269].

Примерно две трети всех инсультов и половина всех случаев ИБС обусловлены АГ, и это становится причиной 7 миллионов смертей и 64 миллионов случаев инвалидизации ежегодно.

Статистические данные этиологии артериальной гипертензии свидетельствуют о том, что в 90 % случаев заболевание развивается вследствие ведения нездорового образа жизни, имеющихся вредных привычек, а лишь в 10 % — по другим причинам. По статистике около 30 % населения земного шара отмечают у себя повышенное АД, из этого контингента 2/3 страдают стойкой артериальной гипертензией, 1/3 — пограничной АГ.

Таким образом, можно выделить основные факторы риска развития артериальной гипертензии:

‒ наследственность;

‒ ожирение;

‒ курение;

‒ алкоголь;

‒ гиподинамия;

‒ избыточное потребление поваренной соли;

‒ стресс.

Доля людей в возрасте от 65 лет, страдающего артериальной гипертензией, составляет более 50 % от общего населения этого возраста [2,270].

Данные о распространенности заболевания по возрастам следующие: каждый четырнадцатый среди 20–29-летних (7,1 %), каждый шестой среди 30–39-летних (16,3 %), каждый четвертый среди 40–49-летних (26,9 %), каждый третий среди 50–59-летних (34,4 %). Отмечается неуклонный рост частоты АГ, пропорциональный возрасту.

Школы артериальной гипертензии, или Школы здоровья, направлены на ознакомление пациентов с различными негативными условиями (как внешними, так и внутренними), оказывающими повреждающее действие на организм.

Ее функциями являются:

  1. Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях;
  2. Оказание помощи в устранении факторов риска, особенно отказа от курения;
  3. Информирование пациентов и членов их семей о возможности социальной и семейной поддержки для улучшения качества жизни;
  4. Обучение практическим навыкам измерения артериального давления, самостоятельному подбору необходимой поддерживающей дозы медикаментов, оказанию самопомощи;
  5. Информирование о препаратах, используемых для лечения артериальной гипертензии, и их побочных эффектах, современных схемах медикаментозной терапии заболевания;
  6. Обучение пациентов методам немедикаментозного лечения заболевания и профилактики возможных осложнений;
  7. Санитарно-просветительская деятельность и гигиеническое обучение населения с целью профилактики развития артериальной гипертензии.

Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:

  1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
  2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
  3. Ожирение и артериальная гипертония;
  4. Физическая активность и здоровье;
  5. Курение и здоровье;
  6. Стресс и здоровье;
  7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению?

Занятие 8. Заключительное занятие.

Заключение. Сердечно-сосудистые заболевания — одна из основных причина смертности среди населения. Риск развития артериальной гипертензии возрастает прямо пропорционально количеству факторов риска, среди которых основными являются избыточное употребление поваренной соли, пониженная двигательная активность и ожирение.

Основными целями функционирования Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья) являются:

А) предупреждение рецидивов и прогрессирования АГ;

Б) обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

В) подробное обучение правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам рационального питания.

Литература:

  1. Кобалава Ж. Д., Котовская Ю. В. Артериальная гипертония 2000: ключевые аспекты диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, клиники и лечения / Под ред. члена-корреспондента РАМН, профессора Моисеева В. С. — М.: Р/А «Форте АРТ», 2001. — 208 с.
  2. Моисеев В. С., Сумароков А. В. Болезни сердца. — М.: Универсум Паблишинг, 2001. — С. 269–270.

Основные термины(генерируются автоматически): артериальная гипертензия, артериальная гипертония, возраст, обучение пациентов, оказание самопомощи, осложнение, поваренная соль, Школа здоровья.

Остановимся подробнее на основных причинах артериальнойгипертонии в подростковом возрасте. Во-первых, одной из самых важных

Артериальнаягипертензия с осложненным течением и её влияние на адаптационные способности и качество жизни пациентов.

Оценка эффективности школздоровья для больных с артериальнойгипертонией как профилактической медицинской услуги в

Артериальнаягипертензия с осложненным течением и её влияние на адаптационные способности и качество жизни пациентов.

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, артериальнаягипертензия, группа, контрольная группа, осложнение, инсульт, высокий риск, влияние осложненийАГ, Беларусь, основная группа.

Артериальнаягипертензия в подростковом возрасте.

Артериальнаягипертония является одной из самых актуальных проблем кардиологии.

Возрастная градация пациентов составила от 50 до 55 лет.

Актуальность школартериальнойгипертензии.

Повышенное артериальноедавление, а также возможные осложненияартериальнойгипертензии снижают качество жизни пациента. Влияние артериальнойгипертензии на качество жизни человека, в значительной мере определяется его возрастом.

Артериальнаягипертония (АГ) — часто встречающаяся болезнь; она занимает ведущее место среди заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Вероятно, состояние здоровьяпациентов в старших возрастных группах заставляет пересмотреть свое отношение к этой вредной…

В сфере интересов профилактической и клинической кардиологии давно находятся проблемы избыточного потребления повареннойсоли как фактор риска артериальнойгипертензии. [3,4]. Какие же методы следует использовать для выявления подростков и лиц молодого возраста

Артериальнаягипертензия в подростковом возрасте. Артериальнаягипертензия с осложненным течением и её влияние на адаптационные способности и качество жизни пациентов.

Основные термины (генерируются автоматически): стресс, артериальнаягипертензия, мужчина, окружающая среда, лицо, пожилой возраст

Социально-медицинские поведенческие факторы риска развития артериальнойгипертонии среди мужского населения г.Андижана.

Источник: https://moluch.ru/archive/200/49263/

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

Школа больных артериальной гипертонией
1 Андрухова Е.А. 1 Плеханова Е.Д. 1 1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Статья посвящена оценке влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ.

Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин.

модифицируемые факторы риска 1. Бубнова М.Г., Оганов Р.Г. Лечение пациентов с артериальной гипертонией и дополнительными факторами риска в клинической практике, программа наблюдения “ПРОГНОЗ” // Терапевтический архив. – 2009. -Т.81, №9. – С.1-4. 2. Калинина A.M. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии – программа НОКТЮРН // Кардиоваск.

тер.профил. -2006. – Т.5, №3. – С.5-14. 3. Максимов М. Л., Стародубцев А. К., Светый Л. И. Эффективность блокаторов медленных кальциевых каналов в лечении артериальной гипертензии // Рус.мед. журн. 2006. Т. 14. № 2. С. 132-136.
4. Хан В.В., Линченко С.Н.

Об актуальности внедрения в поликлиниках современной организационной технологии – “школы больных гипертонической болезнью” // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 9 – С. 81-82.
5. Яскевич Р.А., Давыдов Е.Л.

Подходы к обучению в “школе пациента с артериальной гипертонией” в пожилом и старческом возрасте и их влияние на качество жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-1. – С. 66-70.
6. Erdine S. How well hypertension controlled in European Society of Hypertension Scientific Newsletter: Update on Hypertension Management. – 2007.

Vol.8, №3. – P.1-2.

Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы.

Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.

), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.

 Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [1,3]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала.

АГ – психосоматическая болезнь, в основе которой лежит наследственная предрасположенность и врожденная патология с наличием средовых и приобретенных поведенческих базис ослабляющих факторов, а психотравматизация – ведущая причина возникновения и поддержания АГ, являющаяся одной из самых емких по разнообразию причин и поэтому сложных в коррекции.

Множественные динамические стереотипы поведения, приводящие к переутомлению и перенапряжению, отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, многочисленные нервно-психические и информационные перегрузки, структура ритма современной жизни предъявляют повышенные требования к адаптационной системе человека.

При этом, с одной стороны патологические психосоматические состояния как результат социально-психологической дезадаптации, в результате которой стрессирующие процессы, ранее не носивших патологический характер, переходят в разряд дистресса с психическим и психосоматическим проявлением, а с другой – течение АГ вызывает стойкие ограничения в различных сферах жизнедеятельности человека, снижающих качество жизни (КЖ) и сопровождаеюся ростом фрустрации с формированием нарушенных отношений личности [4].Необходимость пожизненного приема антигипертензивынх препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность  пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [2].Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [4,6]. Эффективность лечения больного артериальной гипертонией напрямую связана с уровнем его знаний о своем заболевании, в связи с этим одним из базисных принципов терапии больных гипертонической болезнью является организация образовательных центров. Создание для этих целей «Школ артериальной гипертонии» повышает эффективность терапии и значительно улучшает качество жизни больного [5].Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе. Пациенты получают следующие умения: применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья; ведение дневника пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; обязательно следовать назначениям врача, не заниматься самолечением; как применять средства доврачебной помощи и самопомощи; как правильно соблюдать рекомендации врачей. Пациенты учатся контролировать: вес тела;основные факторы риска осложнений различных заболеваний; уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу.Однако пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасном своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония» [4]. С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» – это медицинская профилактитическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа для больных – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и освоения практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению КЖ. В настоящее время при оценке эффективности немедикаментозной коррекции все больше внимания уделяется ее влиянию на различные аспекты качества жизни больных, связанного с их здоровьем, что особенно актуально у пациентов пожилого и старческого возраста. Школа здоровья – это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ [4,5].

Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.

Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, всего – 92 человека. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ.

Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), 1 степень АГ – 20 (21,7%), 2 степень – 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин.

Оценка эффективности школы здоровья и ее влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участниковвОБУЗ«КГКБ № 4» города Курска.

Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе.

Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6: от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%).

Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ.

Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%).

При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «, отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после обучения в школе здоровья решили измерять АД ежедневно утром и вечером.

Нерациональное питание было выявлено у 89 человек (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5% всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после обучения в школе здоровья.

Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76 опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья.

Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данных фактор риска и 34,8% всех обследованных).

Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50% всех обследованных) после посещения школы здоровья отметили, что их отношение к стрессовым ситуациям изменилось, и они овладели элементарными способами управления стрессом.

Выводы. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин. Школа здоровья является неотъемлемой частью профилактики АГ и должна быть включена в комплексное лечение данного заболевания.

Таким образом, школа здоровья как образовательная медицинская профилактическая технология оказалась высокоэффективной в первичной и вторичной профилактике АГ.

Реалистичность ее применения на практике и показанная высокая эффективность в коррекции ведущих модифицируемых факторов риска являются основанием для широкого внедрения данной образовательной технологии профилактики АГ в практику здравоохранения.

Библиографическая ссылка

Андрухова Е.А., Плеханова Е.Д. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НА МОДИФИЦИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17976 (дата обращения: 13.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17976

НормаДавления
Добавить комментарий