Положение о школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: задачи

Положение о школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Цели школы для гипертоников

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Что получает пациент по окончании занятий?

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.

Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

Задачи с ответами по артериальной гипертензии

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Источник: http://odavlenie.ru/povyshennoe-davlenie/shkola-zdorovya-dlya-patsientov-s-arterialnoj-gipertoniej/

Положение о школе здоровья для больных Артериальной Гипертензией

Положение о школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Численность больных в группе должна быть не менее 8 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.

1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации.

1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ.

2. Основные задачи Школы

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

3. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.2. Весы медицинские.

4.3. Ростомер.

4.4. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.5. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.6. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.7. Дневник больного с артериальной гипертензией.

4.8. Журнал учета посещаемости.

4.9. Анкеты для оценки обучения.

Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Медицинской сестре нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся.

Очень важно участие в “Школе” не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию и у них АГ и ИБС.

Поэтому Школа здоровья для больных Артериальной гипертензией может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощрением. Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.

Вывод

Проанализировав данные литературных источников об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и осложнениях, можно сделать вывод о том, что ГБ является одним из серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, нередко приводящей к инвалидизации и смерти пациента.

В связи с этим огромное значение приобретает сестринская

Глава 2. Сестринская деятельность при уходе за пациентами с артериальной гипертензией

Участие ме

Карта сестринского ухода.

ФИО: Никитина Елена Андреевна

Отделение: 5 терапевтическое палата: 507

Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии

Нарушенная потребность Проблемы пациента Цели (ожидаемый результат) Сестринские вмешательства Оценка результата
Зависимые Независимые
1. Трудиться и отдыхать Приоритетная – головная боль – повышение АД – слабость – головокружение Действительная – дефицит знаний о заболевании   Потенциальная Риск развития осложнений -инфаркт миокарда -инсульт -ИБС -отёк лёгких Краткосрочная Головная боль уменьшится в течении двух часов.   Долгосрочная -АД нормализуется -пациентка будет знать о заболевании -осложнений не будет 1. Постельный режим до снижения АД, после снижения АД палатный. 2. Диета №10. 3.Измерение АД 2-3 раза в день. Методы диагностики: 1. ОАК 2. ОАМ 3. Биохимическое исследование крови Инструментальные методы исследования: 1. ЭКГ 2.ЭХО-КГ 3.УЗИ сонных и бедренных артерий 4.Исследование глазного дна. Провела беседу с пациенткой о заболевании, возможных осложнениях и мерах профилактики. Краткосрочная Головная боль уменьшилась   Долгосрочная Возникновения осложнений (инфаркт, инсульт, отёк лёгких, гипертонический криз) нет.
2. Пациентка отказывается регулярно принимать лекарственные препараты Будет регулярно принимать лекарственные препараты 1Атенолол 50 мг 1 раз в сутки. 2. Энап 5 мг в сутки. 4. Индопомид 1 раз утром по 2,5 мг. 5. Верапомил 40-80 мг 3-4 раза в сутки 1. Провела беседу с пациенткой о необходимости регулярного и правильного применения лекарственных препаратов. 2. Контролировала прием лекарственных препаратов пациенткой Пациентка принимает регулярно лекарственные препараты.
3. Пациентка не знает, как измерять АД Будет измерять АД самостоятельно Лечение основного заболевания 1.Обучилапациентку измерять АД, вести дневник самоконтроля. 2.Контролировала измерение АД пациенткой Пациентка может самостоятельно измерять АД, ведет дневник самоконтроля АД.
2. В питание и питье Действительная -не знает принципов рационального питания Краткосрочная – Будет знать принципы рационального питания 1. Диета: стол № 10. 2. Консультация диетолога   1. Обучила принципам рационального и диетического питания при диете №10 Краткосрочная – Знает принципы рационального адекватного и диетического питания.
Избыточная масса тела Масса тела будет снижаться на 2 кг в месяц до нормального значения индекса Кетле. Консультация диетолога 1.Провела беседу о правилах рационального и адекватного питания; 2. Научила пациентку определять кол-во калорий в съеденных продуктах, подсчитывать Дневную Квоту Килокалорий 3. Научила вести пищевой дневник; 4. Контролировала ежедневное взвешивание. Вес пациентки снижается на 2 кг ежемесячно, взвешивается ежедневно
3. Во сне и отдыхе     Действительная – бессонница из-за головных болей Краткосрочная – сон нормализуется в ближайшие две недели 1. Коринфар 1 таблетка под язык однократно 2. в/м дибазол 1 мг + папаверин 1 мг однократно 1. Успокоила пациентку 2.Проветривала палату 5 раз в сутки по 20 минут 3. Обеспечила пациентку теплым легким одеялом 4. Дополнительной подушкой 6.Обеспечила пациентке дневной сон Краткосрочная -сон нормализовался
4. В способности поддерживать безопасную окружающую среду Действительная – затруднение при поддержании собственной безопасности из – за высокого АД, слабости, головной боли, головокружения   Потенциальная – высокий риск падения при несоблюдении постельного режима Краткосрочная -АД нормализуется, головная боль уменьшится.   Долгосрочная -риска падения не будет 1. Постельный режим до снижения АД. 2. Лечение основного заболевания. 1. Контролировала соблюдение постельного режима. 2. Оказывала помощь при ходьбе. 3. Попросила родственников принести удобную обувь, одежду. Краткосрочная -Ад нормализовалось   Долгосрочная -риска падения нет
5. В движении Действительная – затруднение при передвижении из-за высокого АД, слабости, головной боли, постельного режима.   Потенциальная -высокий риск падения при не соблюдении постельного режима Краткосрочная – пациент сможет сам передвигаться в ближайшие две недели Лечение основного заболевания 1. Контролировала соблюдение пациенткой постельного режима до снижения АД. 2. Оказывала помощь при приеме пищи и физиологических отправлениях Краткосрочная -пациент сам передвигается
6. В личной гигиене Действительная – невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену из-за высокого АД, слабости, головной боли. Краткосрочная – пациент сможет сам осуществлять личную гигиену в ближайшую неделю Лечение основного заболевания 1. Помогала при осуществлении личной гигиены (мытье тела, волос, половых органов).   Краткосрочная -пациент самостоятельно осуществляет личную гигиену
7. В дыхании Пациент не знает о вреде курения Будет знать о вреде курения Консультация нарколога 1. Провела беседу о вреде курения. 2. Дала памятку. Пациент знает о вреде курения
8. В физиологических отправлениях Риск развития отеков Не будет развития отеков Диуретики (Индопомид 1 раз в день утром 2,5 мг). Провела беседу об ограничении жидкости до 1,5 литров и об ограничении соли до 6 г. Отеки не развиваются
9. В возможности общения Беспокойство и страх из-за заболевания Пациент не будет испытывать чувство страха и тревогу из-за заболевания Лечение основного заболевания Проводила психологические беседы с пациенткой. Пациентка не испытывает чувство страха и тревогу из-за заболевания.

Источник: https://cyberpedia.su/13xa8d7.html

НормаДавления
Добавить комментарий