Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российская медицинская академия последипломного образования

Кафедра авиационной и космической медицины

ТУГОУХОСТЬ У ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

(диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика

профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации

Москва 2004

Методические рекомендации “Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)” подготовили: Разсолов Н.А. (ответственный редактор), д.м.н., проф. – зав. кафедрой авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Юстова В.Д., к.м.н. и Колесникова Е.В.

, к.м.н. – доценты кафедры авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Быстрова А.Г., к.м.н. — председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Чернышев Д.А. – главный оториноларинголог Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Родионов О.Н., к.м.н.

– главный врач Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Козин О.В., к.м.н. – врач оториноларинголог Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Виноградов С.С. – главный специалист Федерального центра госсанэпиднадзора; Панкова В.Б., д.м.н., проф.

– заведующая отделением клинических исследований профпатологии Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения РФ.

Методические рекомендации предназначены для авиационных врачей и врачей оториноларингологов медицинских учреждений гражданской авиации. Они также будут полезны профпатологам и гигиенистам, занимающимся проблемой тугоухости.

Рецензенты: Пискунов Геннадий Захарович, член-корр. РАМН, проф. – зав. кафедрой оториноларингологии РМАПО МЗ РФ

Евлашко Юрий Петрович, проф. – зав. кафедрой профпатологии РМАПО МЗ РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Профессиональные заболевания – заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

Острое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Хроническое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость (ПНСТ) – хроническое заболевание, в возникновении которого решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятного шумо-вибрационного фактора производственной среды и трудового процесса, превышающего ПДУ.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)* – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Экспозиция* – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.

Защита временем* – уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

Трудоспособность – состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества (Руководство по врачебной и трудовой экспертизе).

Работоспособность – состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

СОКРАЩЕНИЯ

ВЛЭ – врачебно-летная экспертиза

ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия

ВС – воздушное судно

ГА – гражданская авиация

НСТ – нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость

ПДУ – предельно допустимый уровень

ПНСТ – профессиональная нейросенсорная тугоухость

ФАП МО ГА-2002 – Федеральные авиационные правила “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации”-2002 с дополнениями и изменениями

ЦВЛЭК – Центральная врачебно-летная экспертная комиссия

ЦГСЭН – Центр госсанэпиднадзора

ВВЕДЕНИЕ

Проблема понижения слуха (тугоухости) является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. людей со сниженным слухом. В России в 2001 г. зарегистрировано 12 млн. взрослых лиц, страдающих глухотой, из них 5,5 млн. – с нейросенсорной формой, что составляет 38%.

Не менее важной эта проблема является для гражданской авиации (среди многих факторов производственной среды авиационный шум – один из самых распространенных), и она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы, особенно для здоровья пилотов.

По данным Козина О.В. (1983) у 36,7% лиц летного состава имело место снижение слуха по нейросенсорному типу.

Проблема тухоухости имеет несколько аспектов: клинический, экспертный, профпатологический, социальный и организационный.

Решение различных вопросов, связанных с тугоухостью, в настоящее время осуществляется в разных организациях, учреждениях и ведомствах на основании устаревших нормативно-правовых актов, вступивших в противоречие с современными условиями деятельности авиации. Количество новых нормативных документов по рассматриваемой проблеме весьма ограничено.

Все отмеченное выше побудило авторов к созданию Методических рекомендаций, посвященных рассмотрению вопросов диагностики, врачебно-летной экспертизы и профилактики профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии у авиационного персонала гражданской авиации.

Клинический аспект тугоухости связан с диагностикой этого заболевания у пилотов с использованием современных клинических и методических приемов, установлением этиологии.

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации Москва 2004 (стр. 1 из 19)

особенностей возникновения и течения нарушений слуховой функции, принципами лечения и динамического наблюдения за этими лицами.

Экспертный аспект состоит в том, что медицинское заключение о допуске к профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов выносится в соответствии с требованиями к остроте слуха (рабочей функции у пилотов), разработанными в гражданской авиации (ФАП МО ГА – 2002 с дополнениями от 2003 г.). Следует отметить, что критерии экспертной оценки понижения слуха в ГА отличаются от тех нормативов, которые приняты в России в настоящее время для других категорий работающих, что осложняет проведение врачебно-летной экспертизы.

Уровень профессиональной заболеваемости, связанной с нарушением слуховой функции, наглядно подтверждает неблагоприятное влияние шума на состояние здоровья пилотов, а многочисленные жалобы и несогласие пилотов с санитарно-гигиеническими характеристиками условий труда пилотов свидетельствуют о наличии многих недостатков, трудностей и нерешенных вопросов в системе диагностики, установления и расследования профессиональных заболеваний в гражданской авиации, аттестации рабочих мест и т.д.

В Российской Федерации в настоящее время сложилась стройная система диагностики, регистрации, расследования и анализа профессиональных заболеваний.

Накоплен банк данных, включающий свыше 300 тысяч регистрационных карт на больных с профессиональными заболеваниями, регистрация которых осуществляется в Федеральном центре госсанэпиднадзора.

Аналитические и статистические материалы по профессиональной заболеваемости с 1971 года оформляются в виде соответствующих сборников, которые позволяют госсанэпидслужбе России разрабатывать предложения для принятия органами власти управленческих решений по профилактике нарушений в состоянии здоровья работающих.

В условиях современных новых экономических отношений задачи оказания медицинской помощи работникам промышленности, транспорта и сохранения их здоровья значительно усложнились. С учетом этого обстоятельства приказами Министерства здравоохранения созданы профпатологическая служба и центры профессиональной патологии, введены специальности врача профпатолога и врача по медицине труда.

Все эти меры направлены на повышение эффективности профилактики нарушений здоровья среди работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда, улучшение качества диагностики ранних стадий производственно зависимых, в том числе профессиональных заболеваний и, в конечном счете, сохранение трудового потенциала страны.

Несмотря на это, сохраняется тенденция к росту профессиональных заболеваний у работающих на транспорте (см. таблицы 1-3).

Показатели профессиональной заболеваемости на транспорте

по регионам РФ (на 10 000 работающих)

Минтруда рф приказ гипертония профессиональная болезнь пилотов га (среда,4 июля 2018)МИНТРУДА РФ ПРИКАЗ ГИПЕРТОНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ПИЛОТОВ ГА. Вылечила сама!. Второй пилот получает приказы К.К. и действует как заместитель командира, когда ему делегированы полномочия командира или в Профессиональные заболевания работников воздушного транспорта. Эти факторы служат основой в развитии ожирения и метаболических нарушений, ведущих к СД 2 типа, раннему атеросклерозу, артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца. При стационарном обследовании в ЦКБ ГА пилотов — создать отраслевой центр профессиональной патологии на базе ЦКБ ГА. Почти 90 профзаболеваний в России по нейросенсорной тугоухости это пилоты ведущих авиакомпаний летающих на Boeing или Airbus. Читал, что это лейкемия — как будто профессиональная болезнь. Антон, в статье, которой, надо сказать, не очень поверил, говорилось, будто это встречалось у пилотов ГА и стюардесс. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Приказ. — артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца III-IV. 1. Тонометры для профессионального измерения артериального.

Профзаболевания летного состава: можно ли предотвратить тугоухость

Порядок СОУТ для каждой профессии должен разработать Минтруд России и издать по каждой профессии отдельный приказ. резервов организма и психики пилотов, снижению работоспособности и профессиональной надежности. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. Минтруда рф приказ гипертония профессиональная болезнь пилотов га- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!
N 1013н.

О профзаболеваниях пилотов и других проблемах российской гражданской авиации. 23.09.2012. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ. артериальной гипертензии (гипертонической болезни) согласно приложению.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его Уточните когда пилот ГА уволился с работы, по какой причине и когда выявлено проф заболевание?

Источник: https://berkutgun.ru/minzdrav-rf-gipertonija-professionalnaja-bolezn/

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации Москва 2004 (стр. 1 из 19)

Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российская медицинская академия последипломного образования

Кафедра авиационной и космической медицины

ТУГОУХОСТЬ У ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

(диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика

профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации

Москва 2004

Методические рекомендации “Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)” подготовили: Разсолов Н.А. (ответственный редактор), д.м.н., проф. – зав. кафедрой авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Юстова В.Д., к.м.н. и Колесникова Е.В.

, к.м.н. – доценты кафедры авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Быстрова А.Г., к.м.н. – председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Чернышев Д.А. – главный оториноларинголог Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Родионов О.Н., к.м.н.

– главный врач Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Козин О.В., к.м.н. – врач оториноларинголог Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Виноградов С.С. – главный специалист Федерального центра госсанэпиднадзора; Панкова В.Б., д.м.н., проф.

– заведующая отделением клинических исследований профпатологии Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения РФ.

Методические рекомендации предназначены для авиационных врачей и врачей оториноларингологов медицинских учреждений гражданской авиации. Они также будут полезны профпатологам и гигиенистам, занимающимся проблемой тугоухости.

Рецензенты: Пискунов Геннадий Захарович, член-корр. РАМН, проф. – зав. кафедрой оториноларингологии РМАПО МЗ РФ

Евлашко Юрий Петрович, проф. – зав. кафедрой профпатологии РМАПО МЗ РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Профессиональные заболевания[*]заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

Острое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Хроническое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость (ПНСТ) – хроническое заболевание, в возникновении которого решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятного шумо-вибрационного фактора производственной среды и трудового процесса, превышающего ПДУ.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)* – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Экспозиция* – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.

Защита временем* – уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

Трудоспособность – состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества (Руководство по врачебной и трудовой экспертизе).

Работоспособность – состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

СОКРАЩЕНИЯ

ВЛЭ – врачебно-летная экспертиза

ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия

ВС – воздушное судно

ГА – гражданская авиация

НСТ – нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость

ПДУ – предельно допустимый уровень

ПНСТ – профессиональная нейросенсорная тугоухость

ФАП МО ГА-2002 – Федеральные авиационные правила “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации”-2002 с дополнениями и изменениями

ЦВЛЭК – Центральная врачебно-летная экспертная комиссия

ЦГСЭН – Центр госсанэпиднадзора

ВВЕДЕНИЕ

Проблема понижения слуха (тугоухости) является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. людей со сниженным слухом. В России в 2001 г. зарегистрировано 12 млн. взрослых лиц, страдающих глухотой, из них 5,5 млн. – с нейросенсорной формой, что составляет 38%.

Не менее важной эта проблема является для гражданской авиации (среди многих факторов производственной среды авиационный шум – один из самых распространенных), и она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы, особенно для здоровья пилотов. По данным Козина О.В. (1983) у 36,7% лиц летного состава имело место снижение слуха по нейросенсорному типу.

Проблема тухоухости имеет несколько аспектов: клинический, экспертный, профпатологический, социальный и организационный.

Решение различных вопросов, связанных с тугоухостью, в настоящее время осуществляется в разных организациях, учреждениях и ведомствах на основании устаревших нормативно-правовых актов, вступивших в противоречие с современными условиями деятельности авиации. Количество новых нормативных документов по рассматриваемой проблеме весьма ограничено.

Все отмеченное выше побудило авторов к созданию Методических рекомендаций, посвященных рассмотрению вопросов диагностики, врачебно-летной экспертизы и профилактики профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии у авиационного персонала гражданской авиации.

Клинический аспект тугоухости связан с диагностикой этого заболевания у пилотов с использованием современных клинических и методических приемов, установлением этиологии. особенностей возникновения и течения нарушений слуховой функции, принципами лечения и динамического наблюдения за этими лицами.

Экспертный аспект состоит в том, что медицинское заключение о допуске к профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов выносится в соответствии с требованиями к остроте слуха (рабочей функции у пилотов), разработанными в гражданской авиации (ФАП МО ГА – 2002 с дополнениями от 2003 г.). Следует отметить, что критерии экспертной оценки понижения слуха в ГА отличаются от тех нормативов, которые приняты в России в настоящее время для других категорий работающих, что осложняет проведение врачебно-летной экспертизы.

Уровень профессиональной заболеваемости, связанной с нарушением слуховой функции, наглядно подтверждает неблагоприятное влияние шума на состояние здоровья пилотов, а многочисленные жалобы и несогласие пилотов с санитарно-гигиеническими характеристиками условий труда пилотов свидетельствуют о наличии многих недостатков, трудностей и нерешенных вопросов в системе диагностики, установления и расследования профессиональных заболеваний в гражданской авиации, аттестации рабочих мест и т.д.

В Российской Федерации в настоящее время сложилась стройная система диагностики, регистрации, расследования и анализа профессиональных заболеваний.

Накоплен банк данных, включающий свыше 300 тысяч регистрационных карт на больных с профессиональными заболеваниями, регистрация которых осуществляется в Федеральном центре госсанэпиднадзора.

Аналитические и статистические материалы по профессиональной заболеваемости с 1971 года оформляются в виде соответствующих сборников, которые позволяют госсанэпидслужбе России разрабатывать предложения для принятия органами власти управленческих решений по профилактике нарушений в состоянии здоровья работающих.

В условиях современных новых экономических отношений задачи оказания медицинской помощи работникам промышленности, транспорта и сохранения их здоровья значительно усложнились. С учетом этого обстоятельства приказами Министерства здравоохранения созданы профпатологическая служба и центры профессиональной патологии, введены специальности врача профпатолога и врача по медицине труда.

Все эти меры направлены на повышение эффективности профилактики нарушений здоровья среди работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда, улучшение качества диагностики ранних стадий производственно зависимых, в том числе профессиональных заболеваний и, в конечном счете, сохранение трудового потенциала страны.

Несмотря на это, сохраняется тенденция к росту профессиональных заболеваний у работающих на транспорте (см. таблицы 1-3).

332. Личность и болезни в авиации. Транзиторная гипертония

Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га
В Анадыре, где мы осуществляли исследования лётного состава ГА, я, как обычно, проводил большую часть психологических интервью после завершения общего обследования. Когда общее обследование уже заканчивали все, ко мне присоединялась Елена Дмитриевна и брала на себя половину ещё оставшихся интервью.

Мы сидели в разных комнатах, поскольку психологическое интервью проводятся с глазу на глаз, но старались при этом фиксировать всю беседу с испытуемым на диктофон, чтобы потом совместно обсуждать результаты.

Человек, с которым я беседовал, отрицательно ответил на вопрос о том, страдает ли он какими-нибудь физическими заболеваниями, испытывает ли в теле боль или другие неприятные ощущения, но вдруг откинулся на спинку кресла, на котором сидел и его лицо стало мертвенно бледным. Я подошёл пощупать пульс. Пульс слабел на глазах, у этого человека явно было внутренне кровотечение.

– “Скорую”! – сказал я подошедшему Вольфсону. – И как можно быстрее.

Слово Вольфсона на Чукотке имело вес, и “скорая” появилась почти мгновенно, а я подумал, что служба в лётном составе человека, который только что отрицательно отвечал на мои вопросы о физических заболеваниях, на этом закончилась. Потом я позвонил в больницу.

Как только этого человека привезли, быстро подготовили операционную и его оперировали. Это было кровотечение из язвы 12-пёрстной кишки. Конечно, бывает, что язва 12-перстной кишки обнаруживается только в результате какого-либо осложнённого течения, но это, всё-таки, относительно редкие случаи.

Незамерзающий аэропорт Анадыря.
lelikov2010

Хотя интервью оборвалось, я всё-таки просмотрел данные психодиагностического исследования и увидел признаки, свидетельствующие о давно существовавшем беспокойстве за состояние своего физического здоровья, эмоциональной напряжённости и недоверчивом отношении к окружающим, в частности, к медицинскому персоналу. Я подумал, что если бы психодиагностическое исследование проводилось раньше, этот человек вызвал бы сомнения в возможности продолжать лётную работу уже по психическому состоянию. Но учитывая, что у каждого человека психофизиологические соотношения относительно стабильны, я бы уже тогда рекомендовал ему тщательное соматическое исследование в больнице.Я вспомнил результаты, которые Майк Петрович Мирошников получил при исследовании полевых геологов. У них было не принято болеть, и они обращались к врачу, когда работа в геологической партии становилась физически невозможной. У пилотов тоже было не принято болеть, но, кроме того, к этому добавлялся страх перед списанием из лётного состава. Вследствие этого страха списания из лётного состава лётчики либо не обращались к врачам, либо, как я уже говорил, находили врачей, не имеющих отношения к ГА. В последнем случае опасность для них была меньше, а вероятность обнаружения заболевания при ежегодных для пилотов обследованиях уменьшалась, потому что они проходили это обследование после только что завершённого курса лечения. Но Анадырь – маленький город, здесь скрыть обращение к врачу было трудно, и я думаю, что этот человек мог обращаться к врачу только во время отпуска.Язвенная болезнь относится к заболеваниям, в возникновении и течении которых психический фактор играет большую роль, и особенности личности подобного пациента обычно сводятся к очень высокому чувству ответственности, заставляющему упорно работать, в потребности быть понятым, во внимании со стороны окружающих, хотя последняя черта не всегда осознаётся. Из-за стремления не обнаруживать свои заболевания, лётчики много думали о них и из-за этих частых раздумий могли переоценивать тяжесть своих болезней, и это практически всегда отражалось в данных психодиагностических исследований.К тому времени я уже знал, что нельзя разделить заболевания на психосоматические и не психосоматические, что их просто можно расположить в порядке, в котором роль психического фактора уменьшается. С какого-то заболевания роль психического компонента становится настолько малой, что ею можно пренебречь, и тогда на этом психосоматический континуум заканчивается. Примером может быть острое воспаление лёгких или почечных лоханок. Но большая часть заболеваний, встречавшихся у пилотов, входила в психосоматический континуум и в основном располагалась в его верхнем полюсе.

Роль психического фактора в соматических заболеваниях пилотов была довольно большой, хотя и меньшей, чем в свободно мигрирующем населении, потому что ставшие ежегодными психодиагностические исследования устраняли из лётного состава – навсегда или временно, с переведением на наземные работы – лиц, которые по психическому состоянию лётную работу продолжать не могли, независимо от того, что они сами об этом думали.

Ан-24 приземление в Певеке.
GrekoFF

Вопрос о роли психического фактора в физических заболеваниях пилотов нуждался в специальном изучении, для которого были выбраны пилоты, окончательный диагноз которых определял заболевание, находящееся в верхней части психосоматического континуума.

Наибольшую трудность в этом отношении представляли относительно редкие в лётном составе приступообразные нарушения сердечного ритма, поскольку для уверенного диагноза в этом направлении необходимо было такой приступ наблюдать.

Хотя на психодиагностических показателях наличие таких признаков сказывалось, вопрос о пребывании в лётном составе мог встать и из-за изменения психического состояния или неприемлемых для лётного состава особенностей личности.

Психофизиологические соотношения при заболеваниях, находящихся в верхней части психосоматического континуума проще всего было проследить у лиц с первой стадией гипертонической болезни (транзиторная гипертония).

При транзиторной гипертонии повышение артериального давления – и систолического и диастолического – обнаруживалось не постоянно, но достаточно часто, чтобы обратить на себя внимание, если правило обязательного измерения давления перед полётом соблюдалось.

Уже систематические к этому времени психодиагностические исследования привели к тому, что внимание к пилотам, страдающим транзиторной гипертонией со стороны медицинской службы ГА начиналось именно с оценки изменений их психического состояния и оценки углубления личностных нарушений. Среди лиц, на которых было обращено внимание, у 17,6% была обнаружена транзиторная гипертония. Это было особенностью лётного состава, потому что в клиниках нашего института изменения на психодиагностических методиках отмечались у 57% лиц, страдающих транзиторной гипертонией.

Последние лучи чукотского солнца под крылом Ан-74.
GrekoFF

Кроме лиц с транзиторной гипертонией, была выявлена группа лиц, которых мы называли гиперреакторами, т.е. таких, у которых обычно артериальное давление было нормальным, но которые именно повышением давления реагировали на каждый сколько-нибудь значимый стресс. Большая часть и страдающих гипертонией и гиперреакторов обнаруживали либо повышенную тревожность, либо очень медленное угасание раз возникшей эмоциональной напряженности. Причем, последнее качество иногда было единственным, отличавшим гиперреакторов от контрольной группы. Очень чётко группа здоровых отличалась и от гиперреакторов, и от гипертоников по соотнесённой напряжённости – т.е. по отношению уровня напряжённости к устранению этой напряжённости с помощью хорошо интегрированного поведения. У гиперреакторов усиление неблагоприятных особенностей личности встречалось даже чаще, чем при транзиторной гипертонии. Ещё важнее оказался анализ корреляционных плеяд, причём корреляции у лиц с транзиторной гипертонией и гиперреакторов иногда меняли знак по отношению к группе здоровых, так это было с систолическим АД в начале исследования. Корреляция артериального давления с недовольством ситуацией и своим положением в этой ситуации у гипертоников была положительной, а у здоровых – отрицательной. Диастолическое АД в контрольной группе не коррелировало ни с какими психодиагностическими показателями, а в группе лиц, страдавших транзиторной гипертонией, коррелировало со всеми показателями, отражающими неустойчивость к психическому стрессу. У этой группы лиц отмечалась положительная корреляция с тревожностью, порогом, после которого наступает стресс, и разностью между уже возникшим стрессом и порогом, после которого стресс возникает.

Продолжение следует.

Источник: https://berezin-fb.livejournal.com/94260.html

Роль ЦКБ ГА в сохранении здоровья авиационного персонала гражданской авиации

Государственная политика страны в экономической сфере, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, направлена на создание условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.

Наши сосуды — не железные трубы, но они тоже могут быть изношенными, неновыми, долго находиться «без ремонта». И тогда… Инфаркты и инсульты — это следствие, а толчком к таким осложнениям служит банальная, для многих привычная гипертония. Как уберечь свои сердце, мозг, сосуды от возможных катастроф приближающейся осенью? Чем опасна эта на первый взгляд безобидная артериальная гипертония?

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов.

Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование. Распространенность артериальной гипертензии в популяции увеличивается с возрастом и в группе лиц 45-55 лет составляет 38,1-38,4%, 55-64 г. – 59,5-60,4%, старше 65 лет – 63,4-88,9%.

С возрастом увеличивается и риск сердечно-сосудистых осложнений.

Если самочувствие ухудшается во время полета, необходимо как можно скорее сказать об этом бортпроводнице. При необходимости будет оказана первая помощь.

В., к.м.н. – врач оториноларинголог Медицинского центра ОАО «Аэрофлот»; Виноградов С.С. – главный специалист Федерального центра госсанэпиднадзора; Панкова В.Б., д.м.н., проф. – заведующая отделением клинических исследований профпатологии Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения РФ.

Реже использовалась комбинированная терапия из двух препаратов и в единичных случаях – из трех. Самой назначаемой комбинацией можно назвать иАПФ и диуретик. В качестве тройной комбинации использовались иАПФ, диуретик и β-адреноблокатор.

Анализ структуры профессиональных заболеваний летного состава позволяет сделать вывод, что ведущим неблагоприятным фактором, способствующим развитию профессиональных заболеваний у летчиков является шум, а основной нозологической формой — нейросенсорная тугоухость.

Проблема понижения слуха (тугоухости) является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. людей со сниженным слухом. В России в 2001 г. зарегистрировано 12 млн. взрослых лиц, страдающих глухотой, из них 5,5 млн. – с нейросенсорной формой, что составляет 38%.

Для преобладающих уровней шума (LА экв.) в кабинах ВС параметр эквивалентности (q) составляет 3. Таким образом, увеличение эквивалентного уровня воздействующего шума относительно предельно-допустимой величины на каждые 3 дБА предполагает уменьшение времени экспозиции вдвое. За нормативную величину принимается время воздействия шума.

Экспертный аспект состоит в том, что медицинское заключение о допуске к профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов выносится в соответствии с требованиями к остроте слуха (рабочей функции у пилотов), разработанными в гражданской авиации (ФАП МО ГА – 2002 с дополнениями от 2003 г.).

Антигипертензивную терапию получали 60% лиц с гипертонической болезнью, большинство из них в виде монотерапии (61%).

Наиболее часто для достижения контроля АД использовалась группа ингибиторов АПФ (иАПФ).

Самым назначаемым был Эналаприл (Ренитек, Энап, Эднит), как в качестве монотерапии, так и в комбинации с другими антигипертензивными средствами. Этот препарат разрешен для использования в России.

Исследование возрастной динамики психофизиологических и психических функций у пилотов гражданской авиации. Пылеуловители реализуют в вступлениях, указанных в мороженом медальоне. Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии).

Временное повышение порогов слуха у лиц летного состава может сохраняться и после шумовой нагрузки в течение нескольких часов. Поэтому целесообразно планировать исследования слуха летному составу не ранее чем через 12-14 часов после воздействия шума на орган слуха. Это требование должно соблюдаться при проведении врачебно-летной экспертизы.

Источник: https://strugackiy.ru/otvety-yurista/6574-minzdrav-rf-gipertoniya-professionalnaya-bolezn-pilotov-ga.html

НормаДавления
Добавить комментарий